Форум коллекционеров пивной атрибутики и любителей пива

Beerum - Бирум
* Вход   * Регистрация Текущее время: 28 мар 2024, 13:56

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 14 ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Разновидности пивных этикеток
СообщениеДобавлено: 02 дек 2010, 19:06 
 
Аватара пользователя


Зарегистрирован: 16 июн 2010, 13:07
Сообщения: 173
Темы: 23
РАЗНОВИДНОСТИ ПИВНЫХ ЭТИКЕТОК
Интуитивно понятие разновидности понятно каждому коллекционеру пивных этикеток. Действительно, если в руки собирателя попалась этикетка, явно отличающаяся от уже имеющихся в коллекции, но столь же явно похожая на них, то понятно, что в руки попалась разновидность. Отличие от попавших в коллекцию этикеток может быть либо незначительным (надпечатка эмблем, небольшая дополнительная надпись, другое расположение одних и тех же надписей и т.п.), либо очень заметным (полностью другая цветовая гамма при полной идентичности композиции и рисунка, иной размер или форма вырубки и т.п.). Однако четкого и однозначного определения понятия "разновидность пивной этикетки" не существует.
Главные трудности в формулировании однозначного определения понятия разновидности связаны, как минимум, с тремя обстоятельствами.
Во-первых, любое определение понятия разновидности всегда является относительным из-за того, что для одних коллекций этикетка может являться разновидностью, а для других нет. Например, составляются специальные коллекции пивных этикеток по сортам пива или собираются исключительно, так называемые, «юбилейные» этикетки. Понятно, что для первой коллекции юбилейная надпечатка на этикетке какого-то известного сорта определенной пивоварни не будет представлять интереса для собирателя сортов пива, т.к. сорт при этом на этикетке не поменялся. А вот для собирателя юбилейных этикеток новая этикетка окажется разновидностью, которую необходимо включать в коллекцию.
Во-вторых, понятие разновидности является условно-субъективным в том смысле, что у каждого собирателя пивных этикеток всегда есть набор условий или критериев, которым должна отвечать этикетка, чтобы коллекционер со всей уверенностью отнес ее к разновидности уже имеющихся этикеток и включил в коллекцию. А вот выработка этих условий и критериев является исключительно субъективным делом, и осуществляется каждым коллекционером самостоятельно.
В-третьих, условная субъективность разновидности придает этому понятию еще одно свойство – принципиальная недоопределенность понятия разновидности пивной этикетки. Поясню на примере. Допустим, коллекционер для себя решает, что любые текстуальные и цветовые изменения на этикетке есть разновидность. Через некоторое время он обнаруживает, что две этикетки отличаются годовыми датами на календарной сетке: на одной пропечатано "2009 2010", а на другой – "2010 2011". Текстуальные различия налицо, но коллекционер слегка задумывается. Дальше – хуже: на этикетке "Балтика светлое" 2004 г. стоит напечатанная мельчайшим шрифтом дизайнерская метка "Б2-00-04", пропечатанная ярким зеленым цветом, на такой же точно этикетке 2005 г. дизайнерская метка "Б2-00-04" пропечатана уже черным цветом, и наконец в 2006 г. метка превращается в "Б2-01-04 и тоже черным цветом (Рис.1).
Изображение
Рис. 1. Слева направо: различия в метке дизайнера на этикетке пива "Балтика светлое" в 2004, 2005 и 2006 г.г.
Все три метки – мелочь, доступная глазу коллекционера разве что при помощи лупы, но мы наблюдаем цветовую и текстуальную вариацию ничтожного, по сути четко регистрируемого различия, к тому же в рамках вроде бы принятой конвенции, что цветовые и текстуальные различия мы условились считать разновидностями.
Тем не менее, одна часть коллекционеров посчитает, что текстовые различия несущественны, другая часть посчитает, что несущественны цветовые различия. Т.е. правила как бы существуют, но до определенного предела, а предел устанавливает каждый коллекционер субъективно и не очень определенно, каждый по-своему. В этом и состоит принципиальная недоопределенность понятие разновидности: этикетки различаются очевидным образом, но мы закрываем глаза на различия, и вопреки собственным правилам не считаем этикетку разновидностью.
Таким образом, понятие разновидности в бирэтикетике относительно, условно-субъективно и принципиально недоопределено. Обойти эти обстоятельства совершенно невозможно, потому что трудно себе представить какой-то коллективно выработанный свод правил определения разновидностей пивных этикеток, который удовлетворил бы всех коллекционеров. Но даже если вообразить, что такой свод правил выработан и принят каким-то сообществом коллекционеров, он никогда не станет общепринятым или обязательным для независимых коллекционеров.
Еще одним осложняющим обстоятельством является трех- или двух позиционность пивной этикетки, т.к. большая группа коллекционеров собирает не только фронт-этикетки (корпусные этикетки), но и контр-этикетки (задники) и кольеретки (горловые этикетки). Эти коллекционеры должны иметь отдельные дополнительные правила для отбора разновидностей контр-этикеток и кольереток. Это не праздное замечание, сделанное для полноты картины. Посмотрим две контр-этикетки на Рис.2.
Изображение Изображение
Рис.2. Контр-этикетки различаются только показателем плотности сусла: слева 18,2%, справа 17,7%
Пренебрежение разновидностями контр-этикеток приведет в данном случае к потере существенной информации о том, что в 2010 г. плотность пива "Амстердам Навигатор крепкое" изменилась с 18,2% на 17,7%.
Рациональным выходом из такой непростой ситуации с разновидностями в бирэтикетике может служить подход, состоящий в систематическом описании условий и критериев отбора разновидностей, которым подчиняются те или иные собрания этикеток (по возможности крупные). Тогда каждый независимый коллекционер сможет выбрать и составить из такого описания что-то подходящее лично ему для составления собственной коллекции. Немалую пользу при этом может принести обсуждение и сравнение разных условий и критериев, применяющихся для разных коллекций.
Напрашивается возражение, состоящее в том, что есть определенный опыт, накопленный при коллекционировании монет (т.е. в нумизматике) или почтовых марок (т.е. в филателии), который можно перенести в бирэтикетику. Но эти коллекционерские дисциплины принципиально отличаются от бирэтикетитки хотя бы по числу эмиссионных центров: почтовые марки или монеты выпускаются на 1-2 фабриках Гознака (марки) или на 2-3 Монетных Дворах (монеты) под очень жестким контролем качества, в то время как этикетки выпускаются тысячами больших и малых типографий, а то и вовсе вручную. Объем коллекционного материала, а также количество и разнообразие разновидностей пивных этикеток на порядки превосходит аналогичные характеристики нумизматики и филателии. Количество пивных этикеток порождает совершенно иное качество проблемы разновидностей.
О качественном различии этих дисциплин может служить следующий пример. В филателии есть марки, известные в 2-3-х экземплярах типа "черного Маврикия". Насколько я помню, полвека назад эти марки на аукционах торговались по цене 300-400 тыс. долларов. Сегодня они стоят под миллион баксов.
Рассмотрим аналогичную ситуацию в бирэтикетике. Этикетка пива "Жигулевское" Барыбинского пивзавода:
Изображение
Рис. 3. Этикетка 2002 г. Барыбинского ПЗ, известна всего в одном экземпляре.
известна вообще в одном экземпляре. Это уникум. Марка-уникум ценилась бы на 1-2 миллиона долларов. Барыбино на карте мира такая же мелочь, как и Маврикий. И сколько стоит эта этикетка? А нисколько: она никого не интересует. Почувствуйте разницу! Следовательно, не будем вести беспредметные (по крайне мере, пока) разговоры и предложения о заимствовании опыта филателии или нумизматики применительно к бирэтикетике. Не тот уровень, не то коммерческое качество материала.
Поэтому вернемся к идее, состоящей в систематическом описании условий и критериев отбора разновидностей, которым подчиняются те или иные собрания этикеток, и попробуем описать один из наборов условий и критериев, на которые опираются, например, правила определения разновидностей этикеток, которые использовались нами при составлении каталога пивных этикеток. Это тоже относительные, условно-субъективные и недоопределенные правила, но мы постараемся описать их, определить пределы их применения и объяснить, почему границы применения наших правил проведены именно таким, а не иным, образом.
Прежде всего следует составить перечень возможных разновидностей пивных этикеток, а затем проиллюстрировать находками обоснованность этого перечня и границы охвата этим перечнем множества пивных этикеток.

Таблица 1
Название..........................................Виды
разновидности...........................разновидностей
Различия цвета.....................1) цветовое различие этикеток в целом;
........................................2) цветовое различие фрагментов этикетки.
Различия рисунка..................1) дополнительные детали рисунка (надпечатки, значки, ........................................эмблемки, фигурные метки);
........................................2) отсутствие (делетирование) деталей рисунка;
........................................3) иная форма деталей рисунка;
........................................4) смещение деталей рисунка.
Текстовые различия...............1) изменение смысла (названия, слоганы, ТТХ)
........................................2) текстовые надпечатки (крупные, мелкие, метки);
........................................3) цвет надпечатки;
........................................4) различия шрифта (форма шрифта, размер шрифта);
........................................5) опечатки (орфографические ошибки, делеции, ошибки ........................................объема, смысловые ошибки);
........................................6) смещения текста;
........................................7) текстовые различия на оборотной стороне этикетки;
Различия вырубки..................1) радикальные изменения вырубки этикетки в целом;
........................................2) прямые и закругленные углы;
........................................3) технологические пазы вырубки
Различия материала................1) различия бумаги (офсетная, металлизированная, ............................................металлизированная перламутровая, газетная.
............................................(низкоплотная), мелованная);
.........................................2) различия пластика (прозрачный, тонкий, плотный, .........................................металлизированный);
.........................................3) картон (мелованный односторонний, мелованный .........................................двусторонний)
Далее последуют иллюстрации к перечню к приведенному выше перечню.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Разновидности пивных этикеток
СообщениеДобавлено: 03 дек 2010, 19:43 
 
Аватара пользователя


Зарегистрирован: 16 июн 2010, 13:07
Сообщения: 173
Темы: 23
Различия цвета
1) цветовое различие этикеток в целом
Наиболее простой случай, когда разновидность очевидна, ее идентификация не вызывает трудностей, а включение в коллекцию – сомнений.
Изображение Изображение
Рис.3. Абсолютно идентичные по рисунку и размеру этикетки, выполненные в разной цветовой гамме.
Две этикетки от пива "Хамовническое легкое" различаются только цветовой гаммой, не отличаясь по другим параметрам.
2) цветовое различие фрагментов этикетки.
В данном случае этикетки идентичны по всем характеристикам, кроме цвета внутреннего поля – фиолетового и светло-синего.
Изображение Изображение
Рис.4. Различия фрагментов этикеток Кропоткинского ПЗ: на левой фон фиолетовый, а на правой светло-синий
Другой пример – недавний выпуск этикеток пива "Балтика 20 Юбилейное".
Изображение Изображение
Рис.5. На левой этикетке ободок этикетки коричневый по всему периметру, а на правой – только по краям справа и слева.
Еще один хрестоматийный теперь уже пример. Этикетки Хамовнического пива. На левой этикетке перевязь бочонка красная, а на правой – желтая, т.е. типичный случай "цветового различия фрагментов" этикетки.
Изображение Изображение
Рис.6. Этикетка незабвенного Хамовнического: слева бочонок висит на красной перевязи, а справа – на желтой
В принципе уже разный цвет лент создает разновидность, достаточную для помещения обеих этикеток в коллекцию. И только в поздний след замечаем, что различия существеннее, чем разный цвет ленточек. Различается по раскраске вся фигура разносчика пива: лицо, бочонок, лента, портки и кружка с разной шапкой пивной пены. Красноленточный разносчик появлялся всегда на большеразмерных этикетках Хамовнического пива, разливаемого пластиковые бутыли, а с желтой – на этикетках для стеклянной тары. Имеем редкий и единственный случай разновидности по типу "перепутка", когда рисунок, принятый для ПЭТ', попал на этикетки для стеклянных поллитровок. Т.е. на самом деле это иллюстрация для разновидности типа "различия формы/геометрии деталей рисунка".
Разновидности цвета идентифицируются довольно легко. Однако, поскольку этикетки выпускаются миллионными тиражами, то при печатании таких гигантских количеств неизбежными бывают перезаправки печатных машин красками. Соблюдение идентичности цветовой раскладки для печатания очередного массива тиража выполняется в разных типографиях с различной тщательностью. Например, для Калужской ПК (нынче "САБ Миллер РУС") этикетки практически не имеют различий цветовых оттенков из года в год. Другие типографии не столь скрупулезно отслеживают цветовые стандарты, в результате чего появляются практически идентичные этикетки с легкими оттеночными различиями.
Между тем, иллюстрации этикеток для всех каталогов, включая их Интернет-версии, в настоящее время готовятся с помощью сканеров. В процессе сканирования практически неизбежно происходит искажение цветов этикеток, особенно на тех из них, которые изготавливаются на металлизированной (фольгированной) бумаге. Эти искажения настолько значительны, что с лихвой перекрывают какие бы то ни было различия по оттенкам. Поэтому для таких каталогов фиксирование оттенков просто бессмысленно. Это одно соображение. А второе еще более существенное соображение состоит в том, что скрупулезное собирание оттенков приведет к захламлению коллекций множеством скучнейших и субъективно подобранных разновидностей, не сообщающих ничего информативно-ценного коллекционеру. Поэтому для целей нашего каталога различия в оттенках цвета не считаются разновидностями.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Разновидности пивных этикеток
СообщениеДобавлено: 07 дек 2010, 18:49 
 
Аватара пользователя


Зарегистрирован: 16 июн 2010, 13:07
Сообщения: 173
Темы: 23
Различия рисунка
Различия рисунка на пивной этикетке бывают довольно разнообразны, но укладываются в несколько типов различий. Чаще всего разновидности появляются, когда на этикетках печатаются дополнительные детали рисунка на фоне неизменного основного рисунка. Рассмотрим примеры.
1) дополнительные детали рисунка могут иметь различное происхождение. Например, благодаря надпечатке дополнительных значков:
Изображение Изображение
Рис.7. Надпечатка значка сертификации на правой этикетке пива Жигулевское от ПК "Ранова", г. Сергиев Посад
Здесь практически идентичные этикетки различаются дополнительным значком сертификации на правой этикетке. Такими значками могут быть и др. служебные значки о запрете продажи пива подросткам, об экологической чистоте материала этикетки, о необходимости соблюдать чистоту и пр.

надпечатка дополнительных эмблем:
Изображение Изображение Изображение
Рис.8. Надпечатка эмблем на этикетках пива "Ячменный колос" от Краснодарского филиала "Очаково"
На второй и третьей этикетках напечатаны эмблемы, посвященные памятным событиям. Могут быть эмблемы спортивных событий, спонсорские эмблемы, эмблемы ярмарок, эмблем производителей пива и т.п. К этому же классу разновидностей относятся изменения на этикетках из-за появления на них дополнительных изображений медалей и др. наград, полученных данным сортом пива или его производителем.

надпечатка фигурных (не текстовых) меток

Изображение Изображение
Рис.9 Надпечатка фигурных типографских меток: метки "глаз" на этикетке пива "Brahma" Клинского ПЗ (слева) и метка "трилистник" на этикетке пива "Staropramen" от Калужской ПК
По поводу того, учитывать или нет наличие меток типографий на этикетках сломано немало копий. Мнения коллекционеров разделились почти поровну. Тем, кто ратует за использование опыта, например, нумизматики, могу напомнить, что монеты со значками разных эмиссионных центров, т.е. монетных дворов, являются полноценными и желанными разновидностями. Для бирэтикетики в качестве эмиссионных центров выступают типографии. Но почему то множество бирэтикетофилов не считают этикетки с такими метками разновидностями. Т.е. различия есть, они их видят, но во внимание не принимают. Это как раз проявление принципиальной недоопределенности понятия разновидности пивной этикетки: разновидность вроде есть, но из принципиальных соображений того или иного собирателя они полностью игнорируются. Кстати, на "бананах" всякие надпечатки и аббревиатуры, обозначающие типографии, охотно принимаются в качестве различий и разновидностей, а современные метки с подобными различиями многим собирателями пивных этикеток игнорируются.
Но вернемся к меткам. Они на современных этикетках бывают двоякого рода: фигурными или буквенными. Буквенные мы рассмотрим, когда будем говорить о текстовых различиях на этикетках, а пока рассмотрим фигурные. Вышеприведенные этикетки пива "Brahma" Клинского ПЗ различаются тем, что на одной из них (на нижней этикетке) имеется метка типографии "глаз". Фрагмент с меткой показан рядом. Аналогично, на правой этикетке пива "Staropramen" от Калужской ПК справа внизу видна метка "трилистник", также показанная отдельно на фрагменте. К сожалению, у меня нет этикетки без метки, но полагаю, что она существует.
Здесь показаны две фигурные метки, но на самом деле их, конечно, больше, пожалуй не меньше десятка, но описывать их следует в отдельной заметке, посвященной именно меткам.
Надпечатки типографских меток – это, по сути, мельчайшие изменения рисунка на пивных этикетках, которые можно зафиксировать абсолютно четко и недвусмысленно. Но не всякий коллекционер готов включать такие разновидности в коллекцию. Для нашего каталога это полноценные разновидности, которые без всяких сомнений включаются как самостоятельные каталожные единицы.

дополнительные детали фонового рисунка:
Изображение
Рис.10. Дополнительная вертикальная полоска на левой этикетке слева от буквы "С"
Этикетки от пива "Старый мельник" различаются наличием дополнительной вертикальной полосы на левой этикетке слева от названия пива. Не очень интересная разновидность, но в каталоге она учитывается. А вот технологические риски (например, на верхней этикетке пива "Brahma") разновидностями не считаются из-за того, что они порождают огромное количество скучных и неинформативных разновидностей. Т.е. мы тоже отдаем дань свойству принципиальной недоопределенности разновидностей пивных этикеток. Действительно, вертикальный штрих на этикетке пива "Старый мельник" считаем разновидностью, а короткий штрих технологической риски разновидностью не считаем, хотя хорошо видим, как они, подобно тараканам, в обилии "ползают" по разным краям этикеток.
Как и в случае цветовых оттенков, мы считаем разновидности по наличию и расположению технологических рисок на краях/на полях этикеток чересчур обильными по количеству, скучнейшими по содержанию, малоинформативными и захламляющими коллекции. Мы их не учитываем. И это, конечно, субъективное решение.

2) отсутствие (делетирование) деталей рисунка:
Изображение
Рис.11. На верхней этикетке пива "Волжанин" отсутствует фоновый рисунок за парусной лодкой.
Этикетки пива "Волжанин" Саранской ПК различаются наличием/отсутствием пейзажа, на фоне которого плывет парусник, т.е. разновидность возникает из-за этого рисунка. Но этикетки различаются еще по одному признаку: медальки по обеим сторонам парусной лодки в различной степени высовываются из-под красной полосы, так что эти этикетки могли бы сойти за разновидность еще и по второму признаку: смещение деталей рисунка.

3) иная форма/геометрия деталей рисунка:
Сюда, как уже отмечалось, можно отнести этикетки пива "Хамовническое", описанные выше, где рисунок разносчика пива различается не только цветовой раскладкой, но и тем, что в поднятой руке разносчика пивные кружки разной наполненности, что видно по шапке пивной пены. Дополняют смысл данной разновидности следующие иллюстрации.
Изображение Изображение
Рис.12. Рисунок этикетки пива "Бадаевское" выполнен в форме узкой и широкой стилизованной пивной кружки
Этикетки еще одного из старейших и канувших в лету пивзаводов Москвы – Бадаевского. Этикетки различаются геометрией основы рисунка - стилизованной пивной кружки, которая либо узкая (слева), либо широкая (справа). Эта разновидность охватывала всю линейку Бадаевского пива, и оба типа этикеток клеилась на стеклянные пол-литровые бутылки.
Другой пример такой разновидности являют этикетки пива "Балтика классическое" от ПК "Балтика", С-Пб.
Изображение
Рис.13. На этикетке пива "Балтика" плашка с названием пива имеет широкую границу (фрагмент слева) и узкую (фрагмент слева)
Геометрические различия видны на рамке, обрамляющей плашку с названием пива: на правой этикетке правая граница рамки четкая и узенькая, а на левой этикетке – широкая, захватывающая всю ширину правого поля этикетки. Можно разглядеть еще одно различие – разный размер дизайнерской метки, что только подтверждает то обстоятельство, что это, действительно, разные этикетки.

4) смещение деталей рисунка.
И, наконец, разновидности, возникающие из-за смещения деталей рисунка этикетки, которые возникают, по-видимому, из-за тиражирования этикеток разными типографиями или из-за изготовления новых печатных форм/трафаретов на одной и той же типографии.
Изображение
Рис.14. На этикетках пива "Старый мельник" от компании "Москва-Эфес" видно смещение рисунка мельницы вверх.
На этикетках пива "Старый мельник" от ПК "Москва-Эфес" видно как стилизованное изображение мельницы смещается, крыло ветряка которой "протыкает" все больше и больше красную рамку по периметру этикетки. Различия можно наблюдать и по тому, как смещаются относительно друг друга колосок и буква "М" в слове "мельник".


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Разновидности пивных этикеток
СообщениеДобавлено: 07 дек 2010, 19:40 
 
Аватара пользователя


Зарегистрирован: 07 дек 2010, 19:27
Сообщения: 2
Откуда: Киев, Украина
Цитата:
4) смещение деталей рисунка.
И, наконец, разновидности, возникающие из-за смещения деталей рисунка этикетки, которые возникают, по-видимому, из-за тиражирования этикеток разными типографиями или из-за изготовления новых печатных форм/трафаретов на одной и той же типографии.

В советское время подобные смещения возникали чаще всего из-за смещений печатных форм/трафаретов различных цветов относительно друг друга. А затем уже и относительно вырубки.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Разновидности пивных этикеток
СообщениеДобавлено: 10 дек 2010, 14:37 
 
Аватара пользователя


Зарегистрирован: 16 июн 2010, 13:07
Сообщения: 173
Темы: 23
beerlabels писал(а):
Цитата:
4) смещение деталей рисунка.
И, наконец, разновидности, возникающие из-за смещения деталей рисунка этикетки, которые возникают, по-видимому, из-за тиражирования этикеток разными типографиями или из-за изготовления новых печатных форм/трафаретов на одной и той же типографии.

В советское время подобные смещения возникали чаще всего из-за смещений печатных форм/трафаретов различных цветов относительно друг друга. А затем уже и относительно вырубки.

Не спорю, причины могут быть какие угодно. Вопрос в другом: это разновидность или нет?
Мы считаем - разновидность.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Разновидности пивных этикеток
СообщениеДобавлено: 20 дек 2010, 18:59 
 
Аватара пользователя


Зарегистрирован: 16 июн 2010, 13:07
Сообщения: 173
Темы: 23
Текстовые различия
Текстовые различия относятся к такому типу разновидностей, которые наиболее четко и однозначно проявляются на этикетках. Но, тем не менее, и вокруг этих различий ведутся споры, связанные, главным образом, с масштабом этих различий. Некоторыми коллекционерам различия считаются ничтожными, хотя они есть и абсолютно четко могут быть зафиксированы. Т.е. опять возникает эта пресловутая недоопределенность понятия разновидности. Мы придерживаемся следующего правила: любые текстовые различия должны фиксироваться как разновидность.
1) изменение смысла или значения:
Под такой разновидностью мы понимаем такое изменение фрагмента текста на этикетке, которое порождает новое смысловое содержание информации, преподносимой потенциальному читателю надписей на этикетке.
Такое различие может быть связано с изменением названия, например, производителя пива
Изображение Изображение
Рис.15. Правая этикетка отличается от левой только добавлением к слова "Хмелёфф" к названию компании
К названию "Русская пивоваренная компания" добавлено слово "Хмелёфф", что порождает новый смысл, связанный, по-видимому, с организационно-структурными изменениями в компании.
К изменениям смысла текстового фрагмента относятся случаи, когда на этикетках могут поменяться слоганы, под которыми подразумеваются любые тексты, не имеющие непосредственного отношения к пиву, которое описывает этикетка. Конкретный пример можно видеть на этикетках пива "Наша пропаганда" Костромской ПК.
Изображение
Рис.16. Предновогодний (внизу) и новогодний (вверху) слоганы на этикетках Костромской ПК
На нижней этикетке слоган в виде предновогоднего послания, а на верхней уже другой текст с поздравлением по случаю наступления Нового года. Переползли также на другие места поля датировки и срока годности, а также значки сертификации. Каждое из этих изменений уже создает разновидность, но здесь важно показать именно изменение слогана. Еще одна иллюстрация относится к курьезам, но из той же категории разновидностей.
Изображение Изображение
Рис. 17. "Толстяк забористое" от Саранской ПК: на правой этикетке в верхнем слогане пропали знаки препинания.
В слогане над головой "толстяка" на правой этикетке исчезли запятая и черточка, что обессмысливает слоган. Эта этикетка вполне может проходить и по категории разновидностей "опечатки с делециями (знаков препинания)". Различия в цветовых оттенках картинок самих этикеток связаны, по-видимому, с издержками сканирования. Т.о. имеем мизерные различия между двумя этикетками, но если последовательно применять провозглашенное выше правило о любых текстовых различиях, то этикетки надо считать разновидностями.
Следующий тип разновидностей, который тоже можно отнести к изменениям смысла или значения являются разновидности типа "изменение ТТХ", которые встречаются сравнительно часто и практически всеми коллекционерами квалифицируются как безусловная разновидность. Ниже в качестве иллюстрации приведены этикетки пива "Жигулевское" Бадаевского ПЗ.
Изображение Изображение
Рис.18. Пиво "Жигулевское" Бадаевского ПЗ отличается содержанием алкоголя: 4,1% на левой и 4,2% на правой.
Казалось бы тоже ничтожное текстовое различие в ТТХ, описывающее изменение всего лишь на 0,1% содержания алкоголя, но это - безусловно разновидность.
Еще один классический пример – это пиво "Балтика крепкое":
Изображение Изображение
Рис.19. Этикетки "Балтика крепкое" с различиями ТТХ: слева 17,5% и 8,5%, а справа 16,5% и 8,0%
Сначала пиво было крепостью 8,5% и плотностью 17,5%, но чуть ли не в том же году стало 8,0% и 16,5%. К счастью, хотя разновидности, порождаемые изменениями ТТХ, многочисленны, они ни у кого не вызывают споров.

2) текстовые надпечатки:
Под текстовыми надпечатками имеются ввиду сравнительно небольшие изменения текста, появляющиеся на этикетках, которые, за исключением этих незначительных надпечаток или допечаток, остаются в общем идентичными. Поясним на примерах.
крупная надпечатка – это, например, недавнее изменение на этикетках пива "Золотая бочка",
Изображение Изображение
Рис.20. Единственное различие этикеток состоит в надпечатке "об." на правой этикетке вслед за показателем алкоголя.
когда вслед за показателем алкоголя появилось дополнительная надпечатка "об." довольно крупным кеглем, а в остальном этикетки идентичны. Надпечатка попадает в разряд относительно "крупных", всего лишь потому, что она довольно заметна, выполнена крупным шрифтом, особенно в сравнении с теми, которые попадают в разряд мелких надпечаток.
мелкая надпечатка
Следующие иллюстрации показывают пример мелких и даже очень мелких надпечаток.
Изображение
Рис.21. Дизайнерская метка на пиве "Балтика классическое": на левой этикетке метка очень мелким кеглем, на средней он покрупнее, на правой метки нет.
Левая и центральная этикетки различаются только размером шрифта дизайнерской метки, которые и сами-то по себе всегда печатаются довольно мелким шрифтом, а на правой этикетке метки нет вовсе. Все различия абсолютно достоверны, но только часть коллекционеров поместит в коллекцию левую или центральную этикетку, а то и вовсе поместит только одну из трех, считая различия не существенными. Т.е. опять проявление принципа "недоопределенности". Мы же считаем, что все три этикетки являются разновидностями.
Совсем плохо обстоят дела, когда заходит речь о таких текстовых различиях (которые зачастую являются всего лишь однобуквенными), как метки типографий. Метки эти, безусловно, малы, но могут быть абсолютно четко идентифицированы, как на приведенных ниже фрагментах этикеток.
Изображение Изображение Изображение
...............а)...............................б)...............................в)
Рис.22. а) Этикетки пива "Staropramen" Новочебоксарского филиала компании "САН ИнБев": на левой этикетке видна метка "Д", на средней – "М", а на правой этикетке метки нет вовсе; б) Этикетки пива "Beck's" Новочебоксарского филиала САН ИнБев: метка " PS" на правой этикетке и отсутствие оной на левой этикетке; в) метка "М" справа внизу под плашкой.
Насколько мне известно, большинством коллекционеров эти метки игнорируются. В нашем же каталоге они считаются полноценными разновидностями.
надпечатки чернильными штампиками
На этикетке пива "33 регион" Лакинского ПЗ типографы забыли проставить показатель объема,
Изображение
Рис.23. На этикетке пива "33 регион" Лакинскгого ПЗ объем проставлен чернильным штампиком
вследствие чего производителю пива пришлось вручную проставлять значение объема чернильными штампиками (см. левее и ниже эмблемы ПЗ). К сожалению, я не располагаю этикеткой без надпечатки, но, возможно, такая этикетка существует, и тогда обе они составят пару разновидностей. В любом случае, если мы имеем этикетки с такого рода надпечаткой и без нее, то это, по нашим правилам, полноценные разновидности, которые следует включать и в коллекцию, и в каталог.
надпечатка календарных дат
Частью коллекционеров надпечатка различных дат в календарной сетке, позволяющей фиксировать на этикетке дату розлива пива, игнорируется как несущественное изменение. Мною специально выбран достаточно "древний" случай, когда на этикетках пива "AUGUST" Хамовнического ПЗ, посвященного событиям августа 91-го г. в Москве, проставлены разные даты. Неужели найдутся коллекционеры, которые посчитают эти этикетки одинаковыми? Сомневаюсь! А тогда совершенно непонятным становится принципиальное игнорирование этикеток с разными календарными датами. Как правило, изменение дат сопровождается еще целым рядом мелких изменений на этикетках.
Изображение Изображение
Рис.24. Изменение календарных дат сопровождается, как правило, целым рядом дополнительных мелких изменений на этикетке.
Даже если не удается обнаружить на этикетках иных различий, кроме дат на календарной сетке, этикетки следует признавать разными, т.е. разновидностями, т.к. тиражировались они при помощи разных типографских клише/трафаретов/печатных матриц и т.п. В нашем каталоге – это полноценные разновидности.
3) цвет текстовой надпечатки;
Различия цвета текстовой надпечатки могут быть заметными, и в таком случае бесспорно возникает разновидность, как, например, в случае показанных ниже этикеток от пива "Бадаевское".
Изображение Изображение
Рис.25. Год основания пивзавода "1875" напечатан разным цветом: слева желтым, справа – черным.
Одна из заметных деталей композиции рисунка – год основания завода - напечатан разными цветами на левой и правой этикетках. Необходимость помещения такой разновидности этикетки в коллекцию не вызывает сомнений, а вот аналогичная ситуация с этикетками пива "Балтика светлое", где различаются цветом всего лишь дизайнерские метки, не воспринимается столь же однозначно.
Изображение
Рис.26. Упоминавшиеся уже этикетки пива "Балтика светлое", различаются всего лишь цветом крохотной дизайнерской метки
Другими словами, если надпечатка выполнена другим цветом и крупным шрифтом, то это – разновидность, а вот ежели мелким шрифтом, то получается, уже не для всякого коллекционера этого различия достаточно, чтобы признать наличие разновидности. В нашем каталоге цветовые различия текста считаются разновидностями независимо от размеров кегля и длины строки текстового фрагмента.

4) различия шрифта
форма шрифта
Различия в форме шрифта или, точнее, в написании шрифта встречаются достаточно часто. Наглядный пример такого различия представляют собой этикетки пива "Пиво 21 века", которое варилось на знаменитом, а ныне тоже исчезнувшем, Хамовническом ПЗ.
Изображение Изображение
Рис.27. Этикетки пива "Пиво XXI века" Хамовнического ПЗ: различия в шрифтовом начертании названия пива.
Этикетки различаются, главным образом, различным начертанием букв в названии пива, что легко обнаруживается при сравнении, например, буквы "В" в слове "века". На этикетках есть и другие различия, например, в годах календарной сетки (см. в правом нижнем углу), но если мелкие различия еще могут вызвать возражения, то различия в шрифтовом начертании названия пива совершенно бесспорны.
На хамовнических этикетках различия шрифта были совершенно очевидны и видны невооруженным глазом. Но возникают ситуации посложнее, когда для фиксации не очень заметных различий приходится употребить лупу. Примером могут служить этикетки пива "Konigsberg" от компании "ПИТ" в Калининграде.
Изображение Изображение

Изображение Изображение
Рис. 28. Фраза "Nach dem…" под геральдическим щитом слева обычным шрифтом, а справа контурным, что хорошо видно с увеличением на фрагментах.
Здесь разновидность также возникает вследствие разной формы/начертания шрифта дугообразной надписи. Из-за малости шрифта различия не столь очевидны, как в предыдущем случае, но фиксируются они четко.

размер шрифта
При неизменных форме или начертании шрифта может тем не менее слегка измениться размер шрифта, что иногда трудно отследить на одной-двух буквах, но различие совершенно явственно проявляется, когда сравнивается написание целой фразы, например, на этикетках уже упоминавшегося пива "Русское классическое" Русской ПК из Рязани.
Изображение Изображение
Рис.29. Надпись "Русская пивоваренная компания "Хмелёфф" на правой этикетке шире, чем на левой.
Видно, как надпись "Русская пивоваренная компания "Хмелёфф" на правой этикетке вылезает по краям из орнамента из-за небольшого изменения размеров шрифта, в то время как шрифтовое начертание букв остается неизменным.
Еще один пример – это пиво "Старый мельник безалкогольное" от пивоварни "Москва-Эфес":
Изображение
Рис.30. Цифра "5" в показателе алкоголя напечатана различающимся размером
Показатель алкоголя "0,5" напечатан одним и тем же шрифтом, но размер (кегль) цифры "5" различается. Все такие разновидности ни у кого не вызывают возражений, и в каталог они также включаются как бесспорные разновидности.

5) опечатки
орфографические ошибки
Ставший уже классическим пример орфографической опечатки, которая на протяжении минимум 2-х лет воспроизводилась на этикетках пива "Парнас" пивоваренной компании "Балтика", СПб.
Изображение Изображение
Рис.31. Ошибка в написании названия пива "Парнас" греческим алфавитом – вместо буквы "СИГМА" напечатана буква "Z"
В конце слова "Парнас" на греческом языке вместо греческой буквы "СИГМА" на этикетках печаталась буква "Z" латиницей. Примеров такого рода опечаток и, как следствие, разновидностей, много. По-видимому, такой же природы различия "TRADICNE/TRADICNI" появились недавно на этикетках пива "Zatecky Gus", и все они единодушно признаются разновидностями.

делеции (букв, знаков препинания, десятичных знаков)
делеции букв
Делеции букв - довольно распространенный вид опечаток на пивных этикетках, породивший немало разновидностей, подобных тем, что приведены ниже:
Изображение Изображение Изображение
Рис.32. На левой этикетке пивзавод в г. Маркс назван "Марсовским"; на средней этикетке Ногинского ПЗ делетировалась буква "Т" из значка "ТМ" торговой марки; на правой этикетке из Воронежа пивоварня "Артель" названа "часной" вместо "частной".
Отдельные буквы могут на пивных этикетках делетироваться/выпадать в самых неожиданных позициях, порождая порой довольно курьёзные разновидности.

делеции знаков препинания
Выше уже была показана этикетка пива "Толстяк забористое" от Саранской ПК, на которой дружно потерялись все знаки препинания. Это не единственный случай, как можно видеть на примере пива "Вперед, Спартак!" от пивоваренной фирмы "Букет Чувашии".
….Изображение Изображение
Рис.33. На этикетке пива "Толстяк забористое" пропали все знаки препинания – запятая и черточка, а на правой этикетке пива "Вперед, Спартак!" отсутствуют запятая и восклицательный знак.

делеции десятичных знаков
Классическая разновидность – потеря десятичного знака на этикетке пива "Lowenbrau" от компании "Браво Интернешнл" (в наст. вр. "Хейнекен").
Изображение Изображение
Рис.34. На левой этикетке пива "Lowenbrau" показатель алкоголя равен 5,2%, а на правой этикетке из-за делеции непонятное значение 5 2%
Подобные разновидности, когда на фронт этикетку попадают явно ошибочные цифры, встречаются очень редко, пока, насколько известно, это единственный зафиксированный случай. Но "из песни слов не выкинешь", и надо иметь ввиду, что появление таких разновидностей вполне возможно.

ошибки объема
Случаи, когда в одной части этикетки указываются одни значения, а в другой части – другие, довольно распространены. Чаще всего такие ошибки встречаются на кеговых галстуках и на этикетках от пластиковых бутылках. Наиболее известный случай, ярко иллюстрирующий возможность появления таких разновидностей, показан ниже:
Изображение

Изображение
Рис.35. На верхней этикетке на стилизованном щите ошибочно указан объем 0,5 л, а в выходных данных рядом со штрих-кодом правильный объем 1,5 л; на нижней этикетке ошибка исправлена.
Здесь на этикетке для пластиковой тары в 1,5 л Ногинского ПЗ на верхней этикетке указан ошибочный объем 0,5 л. Обе этикетки можно было встретить в розничной продаже практически одновременно.

ошибки алкоголя
Пример ошибки в показателе алкоголя показан ниже на галстуке пива "Brenstoff" пивзавода с.Бориха, Алтайского края.
Изображение Изображение
Рис.36. На "галстуке" показатель алкоголя 4,2%, а в выходных данных 4,3% (см. фрагмент справа)
На одной и той же этикетке указаны два разных показателя алкоголя: 4,2% и 4,3%. Скорее всего существуют подобные разновидности и по показателю плотности пива, но у меня таких примеров нет.

смысловые ошибки
Изображение Изображение

Изображение Изображение
Рис.37. Смысловые опечатки на этикетках пива "Большая кружка янтарное" от компании "Балтика" (ср. тексты в левом нижнем углу этикетки)
На верхней этикетке Челябинского филиала компании "Балтика" в левом нижнем углу нормальный грамотный текст, а на нижней этикетке о пищевой и энергетической ценностях пива напечатано нечто не совсем вразумительное: перепутаны фрагменты текста и неправильно проставлены знаки препинания. В результате смысл текстовой надписи если не совсем утрачен, то сильно искажен.
6) смещения текста;
Пример смещения текста можно видеть на недавней разновидности этикеток пива "Очаково светлое"
Изображение Изображение
Рис.38. Надпись "Очаково" заметным образом сместилась вправо на правой этикетке.
Пример со смещением надписи "Очаково" опять таки заставляет в который уже раз упомянуть о принципиальной недоопределенности такого рода разновидности. В данном примере наличие разновидности бросается в глаза. Спрашивается, а с каких таких миллиметров смещение надо фиксировать как разновидность. Ответа нет, в принципе. Каждый коллекционер должен решать самостоятельно и субъективно. Для каталога правило принято такое: смещение текста признается разновидностью, если это смещение сопровождается еще одним-двумя различиями на этикетке. Например в данном конкретном случае мы видим разную ширину полей и смещение надписи "премиум" по вертикали. Правило "хилое" и субъективное, но где-то и как-то надо проводить границу. Цветовые различия связаны с тем, что левая этикетка сканировалась через светофильтрующую пленку.
7) изменения выходных данных
Примером такого рода разновидности могут служить этикетки от пива "Девятка крепкое", которые различаются текстом выходных данных в вертикальных надписях на левых полях:
Изображение
Рис.39. Этикетки пива "Девятка крепкое" Тульского и Питерского филиалов "Балтики", несмотря на идентичную дизайнерскую метку, различаются вертикальными надписями на левом поле.
Дизайнерские метки на этикетках одинаковые – "Б9-01-05" – и казалось бы должны быть одинаковыми все надписи на этикетках. Но это не так: на этикетке собственно "Балтики" из Петербурга 6 строк вертикального текста слева, а на этикетке Тульского филиала всего 4 строки. Бесспорная разновидность, признаваемая всеми.
8) построчная компоновка текста
Пояснением того, о чем идет речь могут служить следующие картинки фрагментов бутылочных галстуков от пива "Очаково живое".
Изображение Изображение
Рис.40. Текст, связанный с показателем алкоголя компонуется в разное количество строк.
Здесь текст "АЛК.(ОГОЛЬ) НЕ МЕНЕЕ 5,0% ОБ." скомпонован в 2 строки (фрагмент слева) и в 4 строки (фрагмент справа). Существуют примеры подобной перекомпоновки довольно обширных фрагментов текста, что часто наблюдается в выходных данных, особенно, когда начинается перечисление филиалов холдинга, в которых производится то или иное пиво. Тоже достаточно часто встречающаяся разновидность, которая никем не отрицается.
9) ручные (кустарные) надписи
Этикетки, предназначенные для стеклянных пол-литровых бутылок иногда вручную переделываются под этикетки для бочек, как это случилось с этикетками от пива "Калужское", которое варилось на пивоварне "Бахус" в Калуге.
Изображение Изображение
Рис.41. Левая этикетка пива "Калужское классическое" вручную подправлена на объем 50 л, чтобы использоваться для КЕГов
Такие, кустарно переделанные под бочковую тару из имеющегося под рукой материала, этикетки от стеклянных или пластиковых бутылок встречаются довольно часто. Не всеми коллекционерами они признаются как полноценные разновидности. В наш каталог такие этикетки вносятся как полноправные каталожные единицы.
10) текстовые различия на оборотной стороне этикетки
Этикетки бывают двусторонними, и при полной идентичности по лицевой стороне они могут существенно различаться по оборотной стороне. Примером могут служить этикетки от пива "Miller" от Калужской ПК (ныне "САБМиллер РУС").
Изображение Изображение
Рис.42. Этикетки пива "Miller" от Калужской ПК не различаются по лицевой стороне, но заметно различны по оборотной стороне
Лицевые стороны одинаковы вплоть до метки типографии "глаз" в нижнем правом углу этикеток, а оборотные стороны очень сильно различаются, причем на этикетке справа много служебной информации, которая обычно печатается на контр-этикетках. По оборотной стороне различаются множество этикеток. Чаще всего такие различия наблюдаются на галстуках: бутылочных и кеговых. В каталог такие разновидности включаются наряду с обычными разновидностями по лицевой стороне этикеток.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Разновидности пивных этикеток
СообщениеДобавлено: 20 дек 2010, 20:33 
 
Аватара пользователя


Зарегистрирован: 03 дек 2010, 18:02
Сообщения: 34
Темы: 2
Леня, все это интересно, где-то спорно, где-то бесспорно, но хотелось бы добавить свою ложку дегтя в твою бочку меда, уж извини. Независимо от вида коллекционирования, под надпечаткой понимается нанесение нового текста или изображения на уже существующий предмет (марку, этикетку, открытку и т.д.). Здесь же везде речь идет фактически о добавлении нового элемента изображения (в широком смысле - текста, графического изображения, знака препинания, черта лысого), в результате чего получается новый предмет, не имеющий с прежним ничего общего, кроме внешнего вида. Надпечаткой это не является, и не стоит, по-моему, так кардинально переворачивать терминологию, общую для различных видов коллекционирования.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Разновидности пивных этикеток
СообщениеДобавлено: 21 дек 2010, 12:25 
 
Аватара пользователя


Зарегистрирован: 16 июн 2010, 13:07
Сообщения: 173
Темы: 23
vicaf60 писал(а):
Независимо от вида коллекционирования, под надпечаткой понимается нанесение нового текста или изображения на уже существующий предмет (марку, этикетку, открытку и т.д.). Здесь же везде речь идет фактически о добавлении нового элемента изображения (в широком смысле - текста, графического изображения, знака препинания, черта лысого), в результате чего получается новый предмет, не имеющий с прежним ничего общего, кроме внешнего вида. Надпечаткой это не является, и не стоит, по-моему, так кардинально переворачивать терминологию, общую для различных видов коллекционирования.

Совершенно справедливое замечание, за исключением упоминания монет, т.к. что-то не припомню монет с надпечатками ;) . Мне самому не нравится такое использование этого термина, но ничего лучше пока не придумал, надеясь на то, что в обсуждении будет предложен какой-нибудь иной, но столь же компактный термин. Пока операционно будем пользоваться этим термином, помня о его неточности и помня, что я об этом написал в последней пока части (извините за самоцитирование):

"Под текстовыми надпечатками имеются ввиду сравнительно небольшие изменения текста, появляющиеся на этикетках, которые, за исключением этих незначительных надпечаток или допечаток, остаются в общем идентичными".

Кстати, м.б. использовать термин "допечатка", например, "допечатка метки", допечатка объема" и т.п. Это точнее, термин не очень занят (разве что "допечатка тиража"), хотя тоже не абсолютно точен.

Все равно, спасибо за замечание. Любые критика приветствуется, и я ее обязательно учту.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Разновидности пивных этикеток
СообщениеДобавлено: 21 дек 2010, 22:58 
 
Аватара пользователя


Зарегистрирован: 24 июл 2010, 19:44
Сообщения: 330
Фото: 463
Темы: 18
Откуда: Нижний Новгород
Я не собираю этикетки с отличиями только года в календарной сетке.
lav писал(а):
Текстовые различия
Мною специально выбран достаточно "древний" случай, когда на этикетках пива "AUGUST" Хамовнического ПЗ, посвященного событиям августа 91-го г. в Москве, проставлены разные даты. Неужели найдутся коллекционеры, которые посчитают эти этикетки одинаковыми?

Приведенные этикетки для меня разные, т. к. год нанесен с с одной стороны на левой этикетке и с разных сторон на правой. Если бы изменение коснулось только года, без еще каких-то нюансов, то в коллекцию такую этикетку не положу. Данное изменение связано только с течением времени и ни мы, ни дизайнеры, ни заказчики на время повлиять никак не можем, по крайней мере пока. Соответственно при новом заказе этикеток появляется новая календарная линейка. Много ли коллекционеров положит в альбом одинаковые этикетки с различной надпечаткой даты сделанной на заводе?


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Разновидности пивных этикеток
СообщениеДобавлено: 21 дек 2010, 23:39 
 
Аватара пользователя


Зарегистрирован: 03 дек 2010, 18:02
Сообщения: 34
Темы: 2
lav писал(а):
за исключением упоминания монет, т.к. что-то не припомню монет с надпечатками

Ну о монетах и я не упоминал, хотя и в нумизматике надпечатки встречаются, правда, называются иначе (на вскидку точный термин не скажу, поэтому и не буду указывать). Как пример можно назвать русские ефимки (перечеканенные чешские талеры).
vicaf60 писал(а):
Кстати, м.б. использовать термин "допечатка", например, "допечатка метки", допечатка объема" и т.п. Это точнее, термин не очень занят (разве что "допечатка тиража"), хотя тоже не абсолютно точен.
Скорее, совсем неточен, т.к. допечатка опять же означает нанесение дополнительного элемента на уже существующий артефакт, чего не происходит - создается совершенно новый артефакт.
Речь скорее можно вести об изменении (текстового, графического элемента, компоновки этих элементов), которое может быть более или менее существенным, что, соответственно, и влечет за собой более или менее широкое признание коллекционерами.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Разновидности пивных этикеток
СообщениеДобавлено: 28 дек 2010, 19:04 
 
Аватара пользователя


Зарегистрирован: 16 июн 2010, 13:07
Сообщения: 173
Темы: 23
Различия вырубки
1) Радикальные изменения вырубки этикетки в целом;
Разновидности по вырубке относительно немногочисленны и, как правило, воспринимаются коллекционерами как разные этикетки, особенно если радикально меняется форма вырубки, как это показано на следующих примерах.
Изменение формы
Первый случай иллюстрирует изменение вырубки на бочковых галстуках пива "Жигулевское" от пивоваренной фирмы "Букет Чувашии". Этикетки выпущены, судя по календарным просечкам, практически в одно и то же время: левая в сентябре, а правая в октябре одного и того же 2004 г.
Изображение Изображение
Рис.43. Этикетки пива "Жигулевское" от фирмы "Букет Чувашии" содержат абсолютно идентичную информацию, а смещения деталей композиции рисунка навязываются различающейся формой.
Этикетки неразличимы по содержательной информации, которая размещена на них совершенно по-разному из-за различной формы вырубки. Помещаются же этикетки в коллекцию в первую очередь из-за различий вырубки, а все другие различия в композиции рисунка можно даже не рассматривать, т.к. это следствие изменившейся вырубки. Однако, если подходить формально, то это самые настоящие разновидности по вырубке этикеток с идентичной информацией от одного и того же производителя пива, а на возражение, что это все же разные этикетки, трудно возразить. Для полноты картины настоящего обзора по разновидностям такой случай вполне правомерно рассматривать как разновидности вырубки, тем более, что встречаются случаи, когда различия не столь очевидны, хотя вырубка поменялась.
Второй пример с этикетками уже от стеклянной тары. На этих этикетках выходные данные располагаются на контр-этикетках, и если коллекционер собирает только фронт-этикетки (корпусные этикетки) без контр и кольереток, то будет затруднительно решить вопрос о принадлежности этикеток то ли к одному и тому же производителю, то ли к разным.
Изображение Изображение
Рис. 44. Этикетки с одинаковой информацией и композицией, но разной вырубки от разных производителей.
Опять абсолютно совпадающие по информации и похожие по композиции рисунка этикетки с очевидными различиями по форме вырубки, которая навязывает смещение деталей рисунка. Конечно, этикетки воспринимаются как совершенно разные, и это правильно, тем более, что левая была выпущена для ПК "Русская пивоваренная компания "Золотое кольцо" из г. Сергиев-Посад, Московской обл., а правая - для "Владимирской пивоварни", которые обе варили пиво по заказу торговой сети "SPAR". Естественно, что каждая ПК использовала свой дизайн вырубки поскольку этикетки именно такой формы вырубались в тот период для каждого из этих производителей. Повторю, что без контр-этикеток определить принадлежность этикеток какому-то производителю невозможно.
Следующий пример касается совсем не очевидных различий вырубки. Этикетки настолько похожи по форме и по рисунку, что некоторыми коллекционерами были пропущены или восприняты как одинаковые, что, в общем, понятно, если рассматривать этикетки по отдельности. Однако, если их поместить рядом, то различия становятся очевидными.
Изображение Изображение
Рис.45. Различия вырубки пива "Гречишное" от Новочебоксарского и Саранского пивзаводов заметны, когда этикетки размещаются рядом друг с другом.
Они не только различны, но и принадлежат разным производителям, т.е. разным филиалам компании "САН ИнБев": слева – этикетка Новочебоксарского филиала (бывш. ПК "Булгар-хмель"), а справа – этикетка Саранского филиала (бывш. "Саранская пивоваренная компания"). Опять-таки форма вырубки в каждом случае соответствует тем формам этикеток, какие были принята для каждой из пивоварен.
Таким образом, разновидности по форме вырубки этикетки в целом могут быть как кричаще заметными, так и не очень различимыми на первый взгляд.

"Перевертыши" вырубки
Существуют примеры, когда этикетки, по-видимому, в части тиража выпускались с перевернутой на 180º вырубкой. До сих пор не существует документальных доказательств того, что подобные этикетки действительно циркулировали в розничной продаже пива, а не попали в коллекционный оборот из свалок бракованной продукции типографий. Существуют в коллекциях "перевертыши" среди этикеток советского периода, так называемые "бананы" ("огурцы") с перевернутой вырубкой, но картинок таких этикеток у меня нет. Поэтому в качестве примера привожу картинки довольно часто встречающихся в коллекциях этикеток пива "Баронское пастеризованное" от Марксовского ПЗ.
Изображение Изображение
Рис.46. Этикетки пива "Баронское" от Марксовского ПЗ с правильной и перевернутой вырубкой.
"Перевертыши" являются безусловным типографским браком, но поскольку на них практически полностью сохраняется необходимая информация, то вероятность их попадания в розничную торговлю на бутылках достаточно велика. По крайней мере, возможность существования таких разновидностей по вырубке следует иметь ввиду.

Менее заметными являются разновидности вырубки, которые слегка изменяют контур вырубленной этикетки.
2) Незначительные изменения вырубки
Прямые и закругленные углы
Прямые и закругленные уголки вырубки могут различаться весьма незначительно, но это также нормальные разновидности, поскольку такое изменение означает другой тираж этикеток, изготовленный, возможно, в другой типографии. Как правило, такие , вроде бы малые, изменения вырубки сопровождаются и другими изменениями на этикетке, которые легко выявляются, если изучить этикетку повнимательнее. Ниже представлены две этикетки пива "Foster's" от компании "Балтика", СПб: левая с прямыми углами, правая – с закругленными.
Изображение Изображение Изображение Изображение
Рис. 47. Этикетки с прямыми (слева) и с слегка закругленными уголками (справа) являются разновидностями, что подтверждают и другие изменения на этикетках
Левая этикетка сильно засвечивала при сканировании, отчего не была видна дизайнерская метка в правом нижнем углу, поэтому пришлось сканировать ее через матовую светофильтрующую пленку, с чем связаны цветовые различия в сравнении с правой этикеткой. Рядом показаны фрагменты этикеток с метками, которые однозначно свидетельствуют о том, что перед нами разновидности этикеток по вырубке, которые, впрочем, можно считать и разновидностями по дизайнерской метке. Смысл данной иллюстрации в том, что даже небольшие изменения в вырубке (слегка закругленные углы), свидетельствуют о том, что этикетки разные, принадлежат другому тиражу, печатались с помощью иных печатных форм и, возможно, даже на разных типографиях. В каталог такие разновидности по вырубке включаются как вполне полноценные.

Технологические пазы вырубки
Другой случай малых изменений в вырубке этикеток – это технологические пазы, вырубаемые исключительно на нижем краю этикетки. Эти разновидности появились в массовом количестве, по-видимому, в "нулевые" годы, когда появились разливные линии (конвейеры), на которых с помощью вырубленных небольших пазов этикетки позиционируются в узлах линии розлива пива.
Изображение Изображение
Рис. 48. Этикетки различаются вырубкой технологического паза на правой этикетке, из-за чего наблюдается сдвиг надписей на нижнем крае этикеток
Эти небольшие изменения вырубки не только информативны в том смысле, что свидетельствуют о каких-то прогрессивных технических усовершенствованиях в технологии розлива пива, но и навязывают, из-за поменявшейся вырубки, другие изменения на этикетках, порождая тем самым самые настоящие разновидности. Яркий пример – появление технологического паза вырубки на этикетках пиво "Hoegaarden" от Клинского ПЗ (нынче САН ИнБев). В 2006 г. вырубка сплошная (слева), а в 2009 г. появляется паз, который слегка раздвигает и смещает надписи показателя объема и алкоголя (справа). Здесь первично изменение вырубки, которое повлекло за собой смещение текста. Таким образом, и эти небольшие изменения вырубки порождают разновидности.
Технологические пазы, как разновидность, в настоящее время встречаются довольно часто. Следующий пример, иллюстрируя такие же минимальные различия вырубки, показывает, что эти различия, как правило, сопровождаются какими-то дополнительными изменениями на этикетке.
Изображение Изображение
Рис. 49. Этикетки различаются вырубкой технологического паза на правой этикетке, из-за чего наблюдается сдвигается по вертикали надпись "забористое"
На левой этикетке нет паза в вырубке, и надпись "забористое" и виньетка с колосками слегка раздвинуты по вертикали, в сравнении с теми же элементами рисунка на правой этикетке, где они сближены. Другими словами, это разные этикетки, и самой заметной деталью различия является наличие/отсутствие технологического паза, а у ж затем, в поздний след, замечаем и другие различия. Вот эти небольшие различия вырубки – наличие/отсутствие технологического паза в нижнем секторе края этикетки – считается в нашем каталоге полноценной разновидностью, а именно: разновидностью по вырубке. Более того, на этикетках пива "Hoegaarden" пазы округлой формы, на этикетках пива "Толстяк" – клиновидной (треугольной) формы. Вот такое различие формы технологического паза в каталоге тоже считается самостоятельной разновидностью.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Разновидности пивных этикеток
СообщениеДобавлено: 28 дек 2010, 20:06 
 
Аватара пользователя


Зарегистрирован: 07 дек 2010, 19:27
Сообщения: 2
Откуда: Киев, Украина
vicaf60 писал(а):
в нумизматике надпечатки встречаются, правда, называются иначе

Надчеканы называются.
Примеров надпечаток много можно найти на этикетках советских времен - название ПЗ, товарный знак, цена, плотность.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Разновидности пивных этикеток
СообщениеДобавлено: 14 янв 2011, 19:04 
 
Аватара пользователя


Зарегистрирован: 16 июн 2010, 13:07
Сообщения: 173
Темы: 23
Различия материала
Разновидности пивных этикеток по материалу довольно сложно проиллюстрировать, но попробовать можно. Сразу следует оговориться о том, что означает разновидность по материалу. В контексте нашего изложения она означает, что существуют пары этикеток идентичных по всем деталям рисунка (или почти по всем), но материалы, из которого они изготовлены, различаются существенным образом. Наличие хотя бы одного примера пары подобного рода, будет означать, что такие разновидности существуют, и есть вероятность их появления в будущем.

Офсетная бумага VS Металлизированная бумага
Такая разновидность встречается, пожалуй, чаще других. Появляются они, по-видимому, из-за того, что этикетки сначала тиражируются на офсетной бумаге, а затем их начинают тиражировать на металлизированной бумаге, поскольку такие этикетки выглядят на стеклянной таре эффектнее.
Изображение Изображение
Рис.50. Этикетки пива "Русское" различаются бумагой: слева офсетная, справа - металлизированная
Так, например, этикетки пива "Русское" от "Русской ПК" из Рязани до 2006 г. тиражировались на офсетной бумаге, а с 2007 г. их стали печатать на металлизированной бумаге. Такое различие по материалу этикетки всеми безоговорочно признается разновидностью.

Офсетная бумага VS Мелованная бумага
Разновидность, которая встречается, не часто, хотя и с определенным постоянством. Возникает эта разновидность в тех случаях, когда этикетка изготавливается путем, по-видимому, ксерокопирования на обычную офсетную (писчую) бумагу ранее типографски изготовленной на мелованной бумаге этикетки. Ниже показаны в качествве примера этикетки пива "Черный адмирал" Мытищинской пивоварни "Адмирал-М".
Изображение Изображение

Изображение Изображение
Рис. 51. Этикетки Мытищинской пивоварни "Адмирал-М" изготавливались путем ксерокопий (слева) этиикеток, изготовленных типографским способом на мелованной бумаге (справа)
Этикетки, показанные слева, изготовлены как ксерокопии ранее изготавливавшихся на мелованной бумаге типографских этикеток. Разница между ними настолько очевидна, что они всеми признаются как разновидности. Естественно, ксерокопирование не воспроизводит цветовой гаммы, а кроме того забеляется окошко для проставления вручную даты розлива пива. Эти очевидные различия вторичны, и являются следствием переноса нормальной типографской этикетки путем примитивного ксерокопирования на офсетную бумагу.

Офсетная бумага VS Картон мелованный односторонний
Не очень распространенная разновидность. Возможно, что их изготовление было эпизодом, когда к Московскому фестивалю пива в Лужниках не успели растиражировать обычные кеговые галстуки из картона, вследствие чего их изготовили на обычной офсетной бумаге, но тоже типографским способом. Ниже подобная разновидность показана на примере галстуков пива "Очаково черное легкое".
Изображение Изображение
Рис.52. Левая этикетка напечатана на простой офсетной бумаге, а правая на односторонне мелованном картоне
Левая этикетка бумажная, а правая – картонная. На левой этикетке рассмотреть штриховую линию вдоль контура этикетки, по которой этикетки не очень ровно вырезали вручную. Можно данные этикетки из-за этого факта посчитать разновидностями, например, по вырубке, поскольку левая этикетка вырезалась ножницами, а вовсе не вырубалась, можно также отнести их к разновидностям по рисунку и цвету, т.к. соответствующие различия очевидны. Однако, главным и определяющим является их различие по материалу, и именно поэтому коллекционеры безоговорочно включали их в коллекции, как разновидности по материалу, а другие различия рассматривались как второстепенные. Короче говоря, галстуки могут иногда быть изготовлены на простой бумаге, и на такую разновидность следует обращать внимание.

Металлизированная бумага VS Бумага металлизированная под "крошку"
Не часто встречающийся случай, когда металлизированный слой, покрывающий бумагу этикетки, имитирует узорчатость, характерную для мраморной крошки или перламутра. Ниже показаны этикетки, различие которых состоит именно в такой неодинаковой металлизированности бумаги.
Изображение Изображение
Рис.53. Слева равномерно металлизированная бумага, справа - перламутровая
Левая этикетка изготовлена как бы из гладко металлизированной бумаги, а правая из бумаги, металлизированной под перламутр или мраморную крошку. Такие изыски на металлизированной бумаге встречаются, хотя и не очень часто. Например, в 2000 г. на такой бумаге изготавливались этикетки пива "Сокол Ice" на пивзаводе "Амстар", Уфа.
Изображение
Рис.54. Еще один пример использования металлизированной под перламутр бумаги.
Но парной разновидности на обычной бумаге тогда так и не появилось (была этикетка для тары 0,33 л на простой бумаге несколько иной вырубки). Таким образом, вероятность появления такой разновидности по материалу этикетки существует постоянно.

Металлизированная бумага VS Низкоплотная бумага ("газетная")
Иногда встречающаяся разновидность, суть которой в том, что этикетки тиражируются как на плотной металлизированной бумаге, так и на рыхлой офсетной бумаге.
Изображение Изображение Изображение
Рис.55. Этикетки пива "Медок крепкий" от компании Липецкиво изготавливались на металлизированной бумаге (слева) и на рыхлой офсетной бумаге (в центре и справа)
Приведенные на рис.55 этикетки наклеивались на бутылки практически в одно и то же время. При отмачивании можно было получить этикетку либо в плачевном состоянии (в центре) из-за рыхлой расползающейся в воде бумаги, либо вполне в приличном виде (слева), когда этикетка бывала изготовлена из плотной металлизированной бумаги. Этикетка, изображенная справа из коллекции Александра Пузакова, идентична той, что изображена в центре (из моей коллекции). К сожалению угадать изначально плотность бумаги, когда этикетка находится еще на таре, очень трудно. Оттого и приходится помещать в коллекцию и такие сильно поврежденные этикетки, особенно если экземпляр так и оказался единственным. Специально попросил Александра прислать картинку, чтобы получше проиллюстрировать и различие материала, и возможность при достаточном тщании отмочить этикетку вполне приличного качества.

Металлизированная бумага VS Прозрачный пластик
В последние годы все большее распространение получают пластиковые этикетки, и это обстоятельство породило разновидность, суть которой в том, что идентичные изображения помещаются как на бумажные этикетки, так и на пластиковые. Пластик при этом может быть разного свойства: прозрачным, непрозрачным плотным или тонким. Случается, что пластик металлизируется, что хорошо видно, когда рассматривается обратная сторона этикетки. Ниже приводится разновидность, когда этикетки одинакового содержания печатались на металлизированной бумаге и на прозрачном пластике.
Изображение Изображение
Рис.56. Этикетки пива "Carlsberg" от филиала "Балтика-Ростов" на металлизированной бумаге (слева) и от филиала "Балтика-Тула" на прозрачном пластике (справа)
Так в филиалах компании "Балтика" в Ростове и Туле этикетки изготавливались как на металлизированной бумаге, так и на прозрачном пластике. Вероятность появления аналогов бумажных этикеток на разного рода пластиках, перечисленных выше, существует, и их необходимо отслеживать.

Картон мелованный односторонний VS Пластик плотный
Эта разновидность наблюдалась только для кеговых галстуков. Традиционно галстуки всегда изготавливались из обычного или односторонне/двусторонне мелованного картона. В последние годы появились галстуки из плотного и очень прочного пластика, что, по-видимому, является предпочтительным свойством для производителей бочкового пива. Похоже, что практика замены картонных галстуков пластиковым будет расширяться все более аналогично тому, что мы наблюдаем для бутылочных этикеток. Ниже приводятся примеры разновидностей идентичных этикеток (галстуков) как в картонном исполнении, так и в пластиковом.
Изображение
Рис.57. Лицевая сторона галстуков пива "Золотая бочка классическое", изготовленных из разного материала – картон (слева), пластик плотный (справа)
Изображение
Рис.58. Обратная сторона галстуков пива "Золотая бочка классическое", изготовленных из разного материала – картон (слева), пластик плотный (справа)
Галстуки пива "Золотая бочка классическое" (Рис.57) сначала тиражировались на картоне (слева), а потом их стали изготавливать из тонкого и очень прочного пластика (справа). Конечно, разновидности по материалу не так-то просто проиллюстрировать, но можно составить себе представление о различиях, разглядывая сканы оборотных сторон: ощущается толщина, фактура и цвет материала.
С картонных на пластиковые галстуки перешли и в пивоваренной компании "Букет Чувашии".
Изображение Изображение
Рис.59. Галстуки пива "Жигулевское" от пивоваренной фирмы "Букет Чувашии" из картона (слева) и из пластика (справа)
Скорее всего такие разновидности будут появляться все чаще.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Разновидности пивных этикеток
СообщениеДобавлено: 19 янв 2011, 18:20 
 
Аватара пользователя


Зарегистрирован: 16 июн 2010, 13:07
Сообщения: 173
Темы: 23
Эфемерные разновидности
Есть в практике изготовления этикеток такие ситуации, когда этикетки необходимо изготовить срочно, небольшим тиражом и для использования в течение небольшого промежутка времени. Имеет смысл объединить такого рода этикетки в одну особую категорию разновидностей, под названием "эфемерные разновидности"(эфемерки), подчеркнув тем самым краткосрочность их существования (по словарю Ожегова: эфемерный – 1) скоропреходящий, непрочный; 2) мнимый призрачный, нереальный). Используются они буквально считанные дни, а потом, как правило, никогда не воспроизводятся. Такие разновидности уже по самой своей природе уникальны, всегда привлекают внимание коллекционеров и, по сути, составляют вполне определенный самостоятельный класс разновидностей. Рассмотрим примеры.

Принтерные эфемерные этикетки (принтерные "эфемерки").
Не редки случаи, когда краткосрочно существующие этикетки печатаются с помощью цветных принтеров.
Изображение Изображение
Рис.60. Этикетки пива "Черный адмирал" от ПК "Адмирал" из г. Дубна, Московской обл.: слева самоклейки из мелованной бумаги, справа распечатанные на струйном принтере "однодневки".
Для Фестиваля пива в Лужниках в 2004 г. компания "Адмирал", располагавшаяся в то время в г. Дубна, размножила на цветном струйном принтере этикетки (справа), которые потом наклеивались (судя по контр-этикетке) на кеги. Таким образом возникла эфемерная разновидность, которую можно было добыть в течение недели только на фестивале, спасая ее от размывающих пивных потеков и бесславной гибели на использованных бочках. Этикетка слева – обычная этикетка от стеклянной бутылки, которая послужила прообразом этой эфемерной разновидности.

Суррогатки (по словарю Ожегова: суррогат - продукт, предмет, лишь по некоторому сходству являющийся заменой натурального)
Другой пример эфемерной разновидности – это уже приводившиеся в качестве иллюстрации текстовой разновидности, этикетки пива "Калужское" от компании "Бахус" из Калуги.
Изображение Изображение
Рис.61. Этикетки пива "Калужское светлое" от ПК "Бахус" г. Калуга.: слева обычная бутылочная этикетка, справа – подправленная вручную и приспособленная для наклейки на 50-литровый кег.
Конечно, правую этикетку точнее числить не как текстовую разновидность, а как эфемерную разновидность, суррогатную этикетку, подготовленную на скорую руку для краткосрочного использования.
Другой пример, когда суррогатки изготавливаются еще более примитивным образом, это когда в качестве бочковых ярлыков используются контр-этикетки. Так, для фестиваля в Лужниках на кеги с пивом "Афанасий светлое" наклеивали контр-этикетки от пластиковых 1-литровых бутылок одноименного пива.
Изображение Изображение
Рис. 62. Контр-этикетки пива "Афанасий светлое" от компании "Афанасий-пиво" (слева) использовалась как бочковой ярлык, на оборотной стороне которого вручную проставляли объем и дату срока годности (оборотная сторона справа)
Изображенные на рисунке этикетки – подлинные бочковые ярлыки, которые можно было отодрать от опустошенных 100-литровых кегов. На их оборотной стороне штамповали дату, до которой следовало употребить пиво, а объем (может быть, вес) бочки прописывался шариковой ручкой.

Склейки.
Еще один вид эфемерных разновидностей возникает в результате склейки этикеток либо с дополнительными типографски изготовленными элементами, либо путем склейки двух полноценных этикеток.
Изображение Изображение
Рис.63. Этикетки пива "Владимирское" от Владимирской пивоварни: слева обычная этикетка, а справа этикетка с подклееным новым показателем алкоголя.
На старую этикетку пива "Владмирское" от Владимирской пивоварни наклеивали самоклеящийся элемент, к тому же рекламирующий повышение содержания "градуса" в пиве на 1%. Такая композитная этикетка безусловно является разновидностью.
Распространенной практикой является изготовление композитных этикеток при использовании галстуков, бутылочных или бочковых. Возможно это связано с тем, что изготовление новых картонных галстуков стоит дороже, чем подклейка каких-либо новых деталей на запас не израсходованных, но уже устаревших галстуков. Ниже приводятся примеры такого способа "снижения издержек".
Изображение Изображение Изображение
Рис.64. Бутылочные галстуки пива "Вагант 1516" от ПК "Вагант", г. Пушкино, Московской обл. различаются только подклеенными стикерами со штрих-кодами
Подклейка стикера со штрих-кодом пива "Вагант премиум" на не израсходованные галстуки пива "Вагант 1516" породила целых 2 эфемерных разновидности. Продавалось пиво с такими галстуками сравнительно недолго, может быть, пару месяцев в конце 2009 г. до тех пор, пока не были изготовлены новые галстуки уже собственно для сорта "Вагант премиум".
И, наконец, классический пример создания такого же композитного галстука уже для кега, когда не детали подклеивались на готовые галстуки, а склеивались друг с другом целые этикетки.
Изображение
Рис.65. Кеговые галстуки пива "Московское" от Бадаевского ПЗ, Москва сначала компоновались путем наклейки ярлыка на галстуки "родного" пива "московское", а потом просто на любые оставшиеся неизрасходованными галстуки.
Изменившиеся показатели крепости пива вынуждали производителя наклеивать на галстуки пива "Московское" ярлыки с правильным содержанием алкоголя, а когда закончились галстуки "московского" бумажные ярлыки стали клеить на галстуки пива "Бадаевское".
Каждая из приведенных на последнем рисунке этикеток может играть роль самодостаточной и самостоятельной пивной этикетки. Поэтому тут на самом деле присутствуют 6 этикеток, каждую из которых мы включили в каталог: это два картонных галстука пива "Московское" и пива "Бадаевское", два композитных галстука, т.е. 2 галстука пива "Московское" с родной и чужой подложкой и, наконец, две бумажных этикетки, т.е. 2 бумажных бочковых ярлыка, напечатанных слегка различающейся краской. Впрочем, эти 2 ярлыка можно посчитать и идентичными, если решить, что различия цвета на них не существенны и являются оттенками одного и того же цвета. С этим утверждением, я уверен, согласятся не все, что опять будет свидетельствовать о том, что понятие разновидности пивной этикетки является принципиально недоопределенным, т.е. зависящим от того, где та или иная группа коллекционеров проводит для себя границу, что считать разновидностью, а что нет, провозглашая при этом что-то, типа:
"Aber, mein Herren, das ist keine Abart!"
("Но, господа, это уже не разновидность!" пер. с нем.)


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 14 ] 
   Похожие темы   Автор   Ответы   Просмотры   Последнее сообщение 
В этой теме нет новых непрочитанных сообщений. Целый мешок старых пивных банок!

в форуме Банки, кеги, бочонки

yashka_minsk

3

4331

04 фев 2014, 14:16

yashka_minsk Перейти к последнему сообщению

В этой теме нет новых непрочитанных сообщений. «Friday» - сеть пивных ресторанов. Кемерово.

в форуме Пиво в Сибирском ФО

Alar

1

1829

25 мар 2012, 08:15

Alar Перейти к последнему сообщению

В этой теме нет новых непрочитанных сообщений. Продаю коллекцию пивных кронен-пробок.

в форуме Хочу продать

Kandinsky

4

867

19 дек 2016, 09:05

arr Перейти к последнему сообщению

В этой теме нет новых непрочитанных сообщений. Словарь аббревиатур и сокращений на пивных этикетках

в форуме Бирэтикетика и бирофилия

Лёхер

8

5826

10 июн 2015, 08:24

Фил Перейти к последнему сообщению

Эта тема закрыта, вы не можете редактировать и оставлять сообщения в ней. Два немецких старинных пивных ящика

в форуме Хочу продать

Stenly

2

1007

26 апр 2012, 22:16

Stenly Перейти к последнему сообщению


Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 6


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  



Русская поддержка phpBB